Программа тематической встречи по борьбе с табакокурением

 ПРОГРАММА

 Серия тематических встреч

 Ускорение достижений в области здравоохранения

  в рамках Программы «Ден соолук»/SWAp

 через борьбу с эпидемией потребления табака и улучшение системы первичной медико-санитарной помощи

 

 Бишкек, Кыргызстан

 3-4 сентября, 2014 года


 

ДЕНЬ 1: СРЕДА, 3 СЕНТЯБРЯ

Цели и ожидаемые результаты: Цели на этот день (i) обсудить сильные и слабые стороны существующей структуры по борьбе против табакокурения в КР; (ii) обсудить текущее состояние и пробелы в измерении качества и улучшении ПМСП; и (iii) предложить краткосрочные и долгосрочные стратегии по вопросам налогообложения и контроля товаров из табака и повышение качества ПМСП.

 

9.00-9.30

Регистрация участников

Борьба с эпидемией табакокурения

9.30-9.45

Приветственное слово, Динара Сагинбаева, министр здравоохранения КР

Вступительное слово, Эльвира Сариева, Вице-премьер-министр КР

Вступительное слово от имени ПР, Сюзанна Хайрапетян, Всемирный банк

9.45-10.15

Кыргызстан: достижения и текущие задачи в области борьбы против табакокурения

Выступающий: Чинара Бекбасарова, Национальный координатор по борьбе против табака

·         Краткий обзор стратегии борьбы против табака в Кыргызстане

·         Положительное влияние текущей стратегии на уровень потребления табака и снижение заболеваемости

·         Недоработки и следующие шаги

Модератор: Марат Калиев, заместитель министра здравоохранения КР

10.15-11.15

Обзор ключевых вопросов и последних тенденций в стратегии по борьбе против табака

Выступающий: Константин Красовски, Консультант ВОЗ

·         Влияние курения на здоровье (смертность от табака)

·         Формы борьбы против табака (налогообложение, использование изображений, запрет курения и т.д.)

·         Влияние стратегий борьбы против табака на уровень потребления табачных изделий

 

11.15-11.30

Перерыв на кофе

11.30-12.00

Доход и влияние на здоровье людей при увеличении налогов на табачные изделия в Кыргызстане

Выступающий: Бакыт Дубашев, Всемирный Банк

Представление предварительных результатов моделирования увеличения налогов на табачные изделия в КР – ожидаемые тенденции  в уровне доходов и предотвращении смертности

12.00-12.40

Страна всеобщего внимания: опыт Турции в продвижении реформ в борьбе против табака

Выступающий: Процессор Акдаг, Член парламента и бывший  министр здравоохранения Турции

·         Обсуждение роли заинтересованных сторон в реформе по борьбе против табака

·         Представление процесса, который Турция должна была пройти для принятия закона в Конгрессе

·         Представление первых воздействий реформы: доход, распространенность курения, заболеваемость, связанных с потреблением табака

·         Обобщение накопленного опыта

12.40-13.00

Дискуссии  по краткосрочной и долгосрочной стратегии по  контролю табакокурения

Модератор: Мария Скарпхединсдотир, ВОЗ

13.00-14.00

 

ОБЕД

 

 

 

 

 

 

Измерение качества и улучшение ПМСП

 

14.00-14.30

Кыргызстан: современное состояние  системы управления качеством в здравоохранении

Выступающий: Айнагуль  Керимкулова, начальник управления анализа и перспективного развития ФОМС при Правительстве КР

Выступающий: Юрий Азаматов – заместитель председателя Медико-аккредитационной комиссии (МАК)

 

·         Обзор системы  управления качеством в ПМСП

·          Проблемы и задачи для развития

 

14.30-15.15

Рассмотрение существующих сильных, слабых сторон и возможностей в области управления качеством

Выступающий: Бартон Смит, ЮСАИД Проект Качественное Здравоохранение

·         Чего не хватает в нынешней системе, на основе опыта Проекта?

·         Влияние вознаграждения на качество

·         Предложения по улучшению процесса управления качеством ПМСП

 

15.15-16.00

Последние достижения в области управления качеством

Выступающий: Др. Бен Чан, Университет Торонто

·         Обзор опыта других стран в области управления качеством

·         Подробный анализ процесса

o    Определение национальных показателей качества

o    Сбор данных

o    Контрольный список

o    Информационная система

o    Отчетность

·         Что может быть сделано в КР?

 

16.00-16.15

Перерыв на кофе

16.15-17.15

Дискуссии  по краткосрочной и долгосрочной стратегии по  улучшению качества

Модератор: Сюзанна Хайрапетян, Всемирный банк

 


 


ДЕНЬ 2: ЧЕТВЕРГ, 4 СЕНТЯБРЯ

Цели и ожидаемые результаты: Цели на этот день (i) обсудить сильные и слабые стороны нынешней формы организации ПМСП; (ii)  обсудить реформы пост-дипломного образования,  актуальность обучения и непрерывного медицинского образования для ПМСП и (iii) прийти к консенсусу о будущих направлениях в усовершенствовании модели ПМСП и договориться о последующих шагах. 

Организация первичной медико-санитарной помощи

10.00-10.10

Представление сессии

Модератор:  Динара Сагинбаева, министр здравоохранения

10.10-11.00

Кыргызская модель ПМСП

·         Обзор системы ПМСП в Кыргызстане

Выступающий:  Гульмира Ибраева, заведующая отделом лечебно-профилактической помощи Управления лечебно-профилактической помощи и лекарственной политики

  

o    Основные поставщики услуг ПМСП: различия  между сельскими и городскими поставщики услуг

o    Объем услуг в рамках ПМСП

o    Нынешняя роль/взаимоотношения между специалистами на уровне ПМСП и ЦСМ

o    Существующие взаимоотношения между узкими специалистами амбулаторий и стационарной служб

·         Профессиональное образование

Выступающий – Нурлан Бримкулов, проректор КГМА им.акад. И.К.Ахунбаева

o     Реформы  постдипломного медицинского образования - подготовка  врачей  общей практики через децентрализацию программ ординатуры

 

11.00-11.25

Кыргызская модель ПМСП на перекрестке: сильные и слабые стороны

Выступающий:  Суюмжан Мукеева, Исполнительный директор Ассоциации группы семейных врачей и семейных медицинских сестер  

·         Сильные стороны существующей системы

·         Существующие слабые стороны (вознаграждение, обучение, инвестиции и т.д.)

·         Предложения по продвижению вперед

 

11.25-11.40

Перерыв на кофе

11.40- 12.00

Расширение географической доступности к ПМСП на перекрестке: сильные и слабые стороны

Выступающий: Профессор Акдаг, Член парламента и бывший  министр здравоохранения Турции  

·         Как достичь отдаленные и географически изолированные регионы?

·         Какого типа поставщики медуслуг являются соответствующими для таких отдаленных регионов?

·         Какие средства коммуникации в этих регионах?

·         Какие стимулы для привлечения кадровых ресурсов?

·         Влияние вознаграждения на качество

12.00- 12.40

ПМСП — взгляд со стороны международного опыта

Выступающий: Профессор Арнольдас Джергитис, Консультант ВОЗ

·         Что Кыргызстан может узнать от других стран? 

o    Объем услуг

o    Вид поставщиков

o    Как обучать человеческие ресурсы для предоставления услуг?

o    Какая система оплаты поставщиков поддерживает ПМСП?

·         Представление обоснований вместе с рекомендациями

 

12.30-13.00

Вопросы и ответы

 

13.00 – 14.00

ОБЕД

 

Организация первичной медико-санитарной помощи

 

14.00–14.30

Контроль НИЗ через построение партнерства между семейным врачом-медсестрой-пациентом

Выступающий: Профессор Арнольдас Джергитис, Консультант ВОЗ

·         Что необходимо для построения эффективного партнерства?

·         Роли и обязанности

·         Улучшение лечение заболеваний

 

14.30 – 16.30

Обсуждение будущих направлений работы для системы ПМСП Кыргызстана

Модератор:  Марат Калиев, заместитель министра здравоохранения КР

16.30 – 16.45

Перерыв на кофе

16.45 – 17.15

Резюме тематической встречи

Сюзанна Хайрапетян, Всемирный банк

Мария Скарпхединсдотир, ВОЗ

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА О БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЕЙ ТАБАКОКУРЕНИЯ  И УЛУЧШЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Предпосылки/Контекст:

 

Табачная эпидемия. Давно установлено, что курение является одной из ведущих причин предотвратимой смертности, насчитывающей миллиарды долларов экономических потерь ежегодно. В качестве глобального ответа на растущую эпидемию табакокурения, в 2003 году государства-члены ВОЗ приняли первую, имеющую обязательную юридическую силу, конвенцию о здоровье, Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ). Несмотря на это, табакокурение остается легальным, и усилия по борьбе против табакокурения достигли небольшого успеха в большинстве стран с низким и средним уровнем дохода (СНСД). Подавляющее большинство стран Европейского региона ВОЗ, 50 стран, и Европейского Союза, ратифицировали РКБТ ВОЗ, но уровень ее реализации остается низким и десять лет спустя после ее принятия. Кыргызская Республика ратифицировала РКБТ ВОЗ в 2006 году. 

 

В Кыргызской Республике (КР) расчеты из Глобального бремени болезней показывают, что курение является одним из ключевых факторов риска для множества заболеваний, начиная от ишемической болезни сердца, инсульта, гипертонической болезни сердца, заболеваний легких, астмы, респираторных инфекций, туберкулеза, до рака легких, печени, желудка, пищевода, поджелудочной железы, ротовой полости и других заболеваний. Эти заболевания составляют большинство причин смертей в стране, подразумевая, что смерти  можно объяснить курением табака и пассивным курением. Курильщики в КР составляют 45% среди мужчин (в возрасте от 10-80 лет), и 1,6% среди женщин. Следует отметить, что курение приводит к смерти не только курильщиков, но также приводит к смерти некурящих, женщин и детей из-за пассивного курения. В 2010 году 11% смертей было вызвано диареей, инфекциями нижних дыхательных путей, менингитом и другими инфекционными заболеваниями, которые можно объяснить пассивным курением (IHME, 2013 год).

 

Программа реформирования здравоохранения КР «Ден соолук» на 2012-2016 гг. (Программа «Ден соолук») предусматривает принятие межотраслевых мер борьбы против табака для сокращения потребления табака и бездымного потребления табака. Основанная на фактах и экономически эффективная политика по снижению потребления табака включает: налогообложение сигарет, запреты на курение в общественных местах, таких как, учебные и медицинские учреждения, офисы и рестораны, запрет на рекламу, продвижение продаж и спонсорство табачных изделий среди молодежи, крупные предупреждающие надписи на упаковках, методы лечения с заменой никотина, чтобы помочь курильщикам, которые пытаются бросить курить, и общая медицинская консультация в рамках первичной медицинской помощи. Кыргызстану нужно продвинуться в каждой из этих областей. Наиболее эффективной единственной антитабачной политикой является увеличение налогов на сигареты, которые в Кыргызстане являются самыми низкими по сравнению с другими странами Восточной Европы и Центральной Азии. В 2013 году Правительство КР сделало долгожданный первый шаг, увеличив налоги на сигареты. Даже, несмотря на то, что увеличение небольшое, это действие является важным шагом вперед. Увеличение ставки налогов на табачные изделия не только сократит потребление табака, это также увеличит доходы государства, которые могут финансировать различные государственные программы. Необходимы дальнейшие совместные межотраслевые усилия для реализации решительных программ борьбы против табака в соответствии с РКБТ ВОЗ, а мобилизация политической поддержки имеет решающее значение. Это подходящий момент для КР расширить масштабы борьбы против табака при поддержке различных международных и национальных партнеров.

 

Оказание первичной медико-санитарной помощи. Эпидемия табакокурения является одной из основных причин всплеска неинфекционных заболеваний, в особенности, сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), на долю которых приходилось 44% смертей в 2010 году (IHME, 2013 год). Нынешний способ лечения ССЗ в КР является  очень дорогостоящим; в 2011 году страна потратила 300 млн. сомов на стационарное лечение ССЗ (ВБ, 2014 год). Улучшенное лечение и профилактика ССЗ может сократить расходы и сохранить жизни. Международный опыт показал, что вмешательства на уровне населения и ПМСП, которые улучшают первичную и вторичную профилактики развития ССЗ, могут улучшить состояние здоровья за более низкие затраты (Джемисон, и др., 2006 год). Такие состояния, как гипертония, могут быть выявлены ​​на ранней стадии и эффективно лечиться на уровне первичной медицинской помощи, тем самым предотвращая госпитализацию из-за осложнений. Согласно исследованию, проведенному Акказиевой, и др.. (2009 год), где была проанализирована экономическая эффективность различных вмешательств, чтобы контролировать ССЗ в Кыргызской Республике, скрининг факторов риска на уровне ПМСП является весьма рентабельным вмешательством, поскольку это стоит 10 972 сома за предотвращение потери лет по причине болезни (DALY).

Сильная система здравоохранения, с первичной медико-санитарной помощью в качестве своей основы, имеет большое значение для улучшения этих результатов. Обзор текущего состояния системы здравоохранения в Кыргызстане показывает, что система первичной помощи относительно слабая. В настоящее время система ПМСП сталкивается с проблемами  нехватки кадров, недостаточности ключевых знаний и навыков, слабой координации с другими уровнями медицинской помощи и слабой инфраструктурой. Семейная медицина как дисциплина была введена лишь немногим более десяти лет назад. Крупные инвестиции в учебные программы по семейной медицине в то время привели к единовременной конвертации многих специалистов в поставщиков первичной медицинской помощи, за которой затем медленно последовал поток новых выпускников курсов повышения квалификации по семейной медицине. Постатейное финансирование  ПМСП было изменено на более прогрессивную систему подушевой  оплаты. Некоторые мероприятия по мониторингу качества были начаты при поддержке партнеров по развитию. Несмотря на эти успехи, модель предоставления услуг ПМСП, а также объем услуг все еще не являются оптимальными. Пока не ясно, кто является основными поставщиками услуг ПМСП в стране, и какова позиция узкого специалиста на уровне ПМСП по отношению к поставщикам услуг семейной медицины. Существуют частые дублирования функций и объемов услуг, предоставляемых персоналом ПМСП и узкими специалистами. Кроме того, качество услуг ПМСП не является оптимальным. Разработано достаточно много клинических руководств и протоколов, основанных на принципах доказательной медицины, но нет эффективного механизма для регулярного мониторинга их внедрения в клиническую практику. Имеющиеся данные демонстрируют многочисленные направления, требующие совершенствования качества предоставляемой медицинской помощи, включая решение проблемы низкого качества дородовой помощи, упущенных возможностей обнаружения рака на ранних стадиях, интенсивное курение среди мужчин и вероятность преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний или рака. Эти проблемы дополняются отсутствием эффективной системы управления качеством на уровне первичной медицинской помощи и механизмов стимулирования, таких как финансирование, основанное на результатах. Мероприятия по измерению качества, которые определяются как мероприятия, использующие инструменты науки измерения качества для продвижения сложного процесса осуществления перемен, по большей мере отсутствуют. Неравномерное распределение медработников ПМСП и эмиграция медицинских работников за пределы страны привели к хронической нехватке медицинских кадров в некоторых районах. Проблема нехватки медицинского персонала в сельской местности усугубляется старением трудовых ресурсов в здравоохранении. Так, в настоящее время, 89% практикующих врачей пенсионного возраста. Низкий престиж медработников ПМСП, низкая оплата и возрастающая нагрузка отталкивают выпускников от продолжения обучения в области первичной медицинской помощи. В качестве негативных последствий проблем, упомянутых выше, в некоторых районах наблюдается тенденция слияния поликлиник с районными больницами и подчинение ПМСП администрации больницы.

Программы обучения семейной медицине были введены совсем недавно, существенно отставая от институциональных реформ ПМСП, направленных на переориентацию ПМСП на семейную медицину на основе модели предоставления базовых услуг. Кроме того, учебные программы по семейной медицине для аспирантов требуют постоянного совершенствования для того, чтобы новые выпускники приобретали навыки и профессионализм, необходимые для выполнения объема работ, определенного на уровне ПМСП.

Широко признано, что хорошие модели ПМСП основаны на командном подходе вместе с другими специалистами, а именно, медсестрами. Кыргызстан, однако, страдает от недостаточной роли, которую играют медработники среднего звена в команде. Другие вопросы, вызывающие обеспокоенность, это недостатки инфраструктуры первичной медицинской помощи, такие как предполагаемая нестабильность оборудования и навыков среди различных практик и комплексный подход к непрерывному медицинскому образованию.

Учитывая исключительную важность ПМСП в борьбе с ССЗ и другими заболеваниями, необходима независимая, сильная и с фокусом на качество ПМСП для того, чтобы стать краеугольным камнем в достижении задач Программы «Ден соолук». Соответственно, сильная и непрерывная политическая поддержка является ключевым фактором для дальнейшего развития ПМСП в Кыргызстане. Правительству необходимо пересмотреть стратегию развития ПМСП, чтобы обеспечить высокий приоритет услугам ПМСП и согласовать их с передовыми  международными практиками.

 

Цель:

Целью предлагаемой тематической встречи является обсуждение вопросов, связанных с: (i) контролем за табакокурением и (ii) усовершенствованием модели первичной медико-санитарной помощи.

 

Во встрече примут участие международные и местные эксперты, которые будут анализировать сильные и слабые стороны существующих механизмов и обсудят стратегии для продвижения вперед. Ее целью является предоставление участникам необходимых концептуальных инструментов  и примеров из мирового опыта, чтобы оценить, как они могут улучшить существующие правовые нормы в области борьбы с табакокурением, а также улучшить организацию ПМСП, чтобы сделать ее более устойчивой при адаптации изменяющегося бремени болезней. 

 

К концу встречи  ожидается достижение  консенсуса по поводу конкретных действий в целях сокращения потребления табака через  повышение акцизных налогов, запрет курения в общественных местах, а также использование больших пиктограмм, изображающих опасность курения среди прочих. Кроме того, ожидается, что в ходе встречи будут определены рекомендации кратко- и долгосрочные рекомендации по  усовершенствованию модели ПМСП.

 

 

Целевая аудитория:

·         Представители Аппарата Президента КР и Аппарата Правительства КР; 

·         Министерство здравоохранения КР, Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве КР;

·         Ключевые министерства, вовлеченные в сферу контроля за табакокурением, такие как Министерство экономики КР, Министерство образования и науки КР, Министерство финансов КР, Министерство сельского хозяйства и мелиорации КР;

·         Представители отдельных организаций здравоохранения;

·         Представители НПО;

·         Представители международных партнеров по развитию.

 

Место проведения:

Республиканская научно-медицинская библиотека Министерства здравоохранения КР

 

 

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

ODA1