Тематическая встреча по борьбе с табакокурением

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА О БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЕЙ ТАБАКОКУРЕНИЯ  И УЛУЧШЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Предпосылки/Контекст:

 

Табачная эпидемия. Давно установлено, что курение является одной из ведущих причин предотвратимой смертности, насчитывающей миллиарды долларов экономических потерь ежегодно. В качестве глобального ответа на растущую эпидемию табакокурения, в 2003 году государства-члены ВОЗ приняли первую, имеющую обязательную юридическую силу, конвенцию о здоровье, Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ). Несмотря на это, табакокурение остается легальным, и усилия по борьбе против табакокурения достигли небольшого успеха в большинстве стран с низким и средним уровнем дохода (СНСД). Подавляющее большинство стран Европейского региона ВОЗ, 50 стран, и Европейского Союза, ратифицировали РКБТ ВОЗ, но уровень ее реализации остается низким и десять лет спустя после ее принятия. Кыргызская Республика ратифицировала РКБТ ВОЗ в 2006 году. 

 

В Кыргызской Республике (КР) расчеты из Глобального бремени болезней показывают, что курение является одним из ключевых факторов риска для множества заболеваний, начиная от ишемической болезни сердца, инсульта, гипертонической болезни сердца, заболеваний легких, астмы, респираторных инфекций, туберкулеза, до рака легких, печени, желудка, пищевода, поджелудочной железы, ротовой полости и других заболеваний. Эти заболевания составляют большинство причин смертей в стране, подразумевая, что смерти  можно объяснить курением табака и пассивным курением. Курильщики в КР составляют 45% среди мужчин (в возрасте от 10-80 лет), и 1,6% среди женщин. Следует отметить, что курение приводит к смерти не только курильщиков, но также приводит к смерти некурящих, женщин и детей из-за пассивного курения. В 2010 году 11% смертей было вызвано диареей, инфекциями нижних дыхательных путей, менингитом и другими инфекционными заболеваниями, которые можно объяснить пассивным курением (IHME, 2013 год).

 

Программа реформирования здравоохранения КР «Ден соолук» на 2012-2016 гг. (Программа «Ден соолук») предусматривает принятие межотраслевых мер борьбы против табака для сокращения потребления табака и бездымного потребления табака. Основанная на фактах и экономически эффективная политика по снижению потребления табака включает: налогообложение сигарет, запреты на курение в общественных местах, таких как, учебные и медицинские учреждения, офисы и рестораны, запрет на рекламу, продвижение продаж и спонсорство табачных изделий среди молодежи, крупные предупреждающие надписи на упаковках, методы лечения с заменой никотина, чтобы помочь курильщикам, которые пытаются бросить курить, и общая медицинская консультация в рамках первичной медицинской помощи. Кыргызстану нужно продвинуться в каждой из этих областей. Наиболее эффективной единственной антитабачной политикой является увеличение налогов на сигареты, которые в Кыргызстане являются самыми низкими по сравнению с другими странами Восточной Европы и Центральной Азии. В 2013 году Правительство КР сделало долгожданный первый шаг, увеличив налоги на сигареты. Даже, несмотря на то, что увеличение небольшое, это действие является важным шагом вперед. Увеличение ставки налогов на табачные изделия не только сократит потребление табака, это также увеличит доходы государства, которые могут финансировать различные государственные программы. Необходимы дальнейшие совместные межотраслевые усилия для реализации решительных программ борьбы против табака в соответствии с РКБТ ВОЗ, а мобилизация политической поддержки имеет решающее значение. Это подходящий момент для КР расширить масштабы борьбы против табака при поддержке различных международных и национальных партнеров.

 

Оказание первичной медико-санитарной помощи. Эпидемия табакокурения является одной из основных причин всплеска неинфекционных заболеваний, в особенности, сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), на долю которых приходилось 44% смертей в 2010 году (IHME, 2013 год). Нынешний способ лечения ССЗ в КР является  очень дорогостоящим; в 2011 году страна потратила 300 млн. сомов на стационарное лечение ССЗ (ВБ, 2014 год). Улучшенное лечение и профилактика ССЗ может сократить расходы и сохранить жизни. Международный опыт показал, что вмешательства на уровне населения и ПМСП, которые улучшают первичную и вторичную профилактики развития ССЗ, могут улучшить состояние здоровья за более низкие затраты (Джемисон, и др., 2006 год). Такие состояния, как гипертония, могут быть выявлены ​​на ранней стадии и эффективно лечиться на уровне первичной медицинской помощи, тем самым предотвращая госпитализацию из-за осложнений. Согласно исследованию, проведенному Акказиевой, и др.. (2009 год), где была проанализирована экономическая эффективность различных вмешательств, чтобы контролировать ССЗ в Кыргызской Республике, скрининг факторов риска на уровне ПМСП является весьма рентабельным вмешательством, поскольку это стоит 10 972 сома за предотвращение потери лет по причине болезни (DALY).

Сильная система здравоохранения, с первичной медико-санитарной помощью в качестве своей основы, имеет большое значение для улучшения этих результатов. Обзор текущего состояния системы здравоохранения в Кыргызстане показывает, что система первичной помощи относительно слабая. В настоящее время система ПМСП сталкивается с проблемами  нехватки кадров, недостаточности ключевых знаний и навыков, слабой координации с другими уровнями медицинской помощи и слабой инфраструктурой. Семейная медицина как дисциплина была введена лишь немногим более десяти лет назад. Крупные инвестиции в учебные программы по семейной медицине в то время привели к единовременной конвертации многих специалистов в поставщиков первичной медицинской помощи, за которой затем медленно последовал поток новых выпускников курсов повышения квалификации по семейной медицине. Постатейное финансирование  ПМСП было изменено на более прогрессивную систему подушевой  оплаты. Некоторые мероприятия по мониторингу качества были начаты при поддержке партнеров по развитию. Несмотря на эти успехи, модель предоставления услуг ПМСП, а также объем услуг все еще не являются оптимальными. Пока не ясно, кто является основными поставщиками услуг ПМСП в стране, и какова позиция узкого специалиста на уровне ПМСП по отношению к поставщикам услуг семейной медицины. Существуют частые дублирования функций и объемов услуг, предоставляемых персоналом ПМСП и узкими специалистами. Кроме того, качество услуг ПМСП не является оптимальным. Разработано достаточно много клинических руководств и протоколов, основанных на принципах доказательной медицины, но нет эффективного механизма для регулярного мониторинга их внедрения в клиническую практику. Имеющиеся данные демонстрируют многочисленные направления, требующие совершенствования качества предоставляемой медицинской помощи, включая решение проблемы низкого качества дородовой помощи, упущенных возможностей обнаружения рака на ранних стадиях, интенсивное курение среди мужчин и вероятность преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний или рака. Эти проблемы дополняются отсутствием эффективной системы управления качеством на уровне первичной медицинской помощи и механизмов стимулирования, таких как финансирование, основанное на результатах. Мероприятия по измерению качества, которые определяются как мероприятия, использующие инструменты науки измерения качества для продвижения сложного процесса осуществления перемен, по большей мере отсутствуют. Неравномерное распределение медработников ПМСП и эмиграция медицинских работников за пределы страны привели к хронической нехватке медицинских кадров в некоторых районах. Проблема нехватки медицинского персонала в сельской местности усугубляется старением трудовых ресурсов в здравоохранении. Так, в настоящее время, 89% практикующих врачей пенсионного возраста. Низкий престиж медработников ПМСП, низкая оплата и возрастающая нагрузка отталкивают выпускников от продолжения обучения в области первичной медицинской помощи. В качестве негативных последствий проблем, упомянутых выше, в некоторых районах наблюдается тенденция слияния поликлиник с районными больницами и подчинение ПМСП администрации больницы.

Программы обучения семейной медицине были введены совсем недавно, существенно отставая от институциональных реформ ПМСП, направленных на переориентацию ПМСП на семейную медицину на основе модели предоставления базовых услуг. Кроме того, учебные программы по семейной медицине для аспирантов требуют постоянного совершенствования для того, чтобы новые выпускники приобретали навыки и профессионализм, необходимые для выполнения объема работ, определенного на уровне ПМСП.

Широко признано, что хорошие модели ПМСП основаны на командном подходе вместе с другими специалистами, а именно, медсестрами. Кыргызстан, однако, страдает от недостаточной роли, которую играют медработники среднего звена в команде. Другие вопросы, вызывающие обеспокоенность, это недостатки инфраструктуры первичной медицинской помощи, такие как предполагаемая нестабильность оборудования и навыков среди различных практик и комплексный подход к непрерывному медицинскому образованию.

Учитывая исключительную важность ПМСП в борьбе с ССЗ и другими заболеваниями, необходима независимая, сильная и с фокусом на качество ПМСП для того, чтобы стать краеугольным камнем в достижении задач Программы «Ден соолук». Соответственно, сильная и непрерывная политическая поддержка является ключевым фактором для дальнейшего развития ПМСП в Кыргызстане. Правительству необходимо пересмотреть стратегию развития ПМСП, чтобы обеспечить высокий приоритет услугам ПМСП и согласовать их с передовыми  международными практиками.

 

Цель:

Целью предлагаемой тематической встречи является обсуждение вопросов, связанных с: (i) контролем за табакокурением и (ii) усовершенствованием модели первичной медико-санитарной помощи.

 

Во встрече примут участие международные и местные эксперты, которые будут анализировать сильные и слабые стороны существующих механизмов и обсудят стратегии для продвижения вперед. Ее целью является предоставление участникам необходимых концептуальных инструментов  и примеров из мирового опыта, чтобы оценить, как они могут улучшить существующие правовые нормы в области борьбы с табакокурением, а также улучшить организацию ПМСП, чтобы сделать ее более устойчивой при адаптации изменяющегося бремени болезней. 

 

К концу встречи  ожидается достижение  консенсуса по поводу конкретных действий в целях сокращения потребления табака через  повышение акцизных налогов, запрет курения в общественных местах, а также использование больших пиктограмм, изображающих опасность курения среди прочих. Кроме того, ожидается, что в ходе встречи будут определены рекомендации кратко- и долгосрочные рекомендации по  усовершенствованию модели ПМСП.

 

 

Целевая аудитория:

·         Представители Аппарата Президента КР и Аппарата Правительства КР; 

·         Министерство здравоохранения КР, Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве КР;

·         Ключевые министерства, вовлеченные в сферу контроля за табакокурением, такие как Министерство экономики КР, Министерство образования и науки КР, Министерство финансов КР, Министерство сельского хозяйства и мелиорации КР;

·         Представители отдельных организаций здравоохранения;

·         Представители НПО;

·         Представители международных партнеров по развитию.

 

Даты:

3-4 сентября, 2014 года

 

Место проведения:

Республиканская научно-медицинская библиотека Министерства здравоохранения КР

Программа Тематической встречи

Список участников Тематической встречи


 

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom